Отмеченный ранее политико-управленческий характер управленческих решений в области административно-правового управления реформированием оказывает определенное влияние на процесс принятия таких решений. Американский исследователь Дьюи выделяет пять последовательно сменяющих друг друга стадий процесса принятия политических решений: ощущение растерянности, формулировка проблемы, определение возможных решений, анализ их последствий и попытка претворения в жизнь избранного решения[34]. Отечественные ученые предлагают свою классификацию процессов принятия политических решений. Так, например, Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал выделяют в нем следующие четыре фазы:
1) установление фактов, в ходе которой осуществляется получение информации;
2) оценка фактов, включающая проверку их достоверности и актуальности;
3) поиск решений, включающий выработку нескольких линий поведения для выхода из проблемной ситуации;
4) принятие решений, включающее собственно принятие решения на основании выработанных гипотез и оценки данных.[35]
Таким образом, управленческие решения при административно-правовом управлении реформированием – это действия уполномоченных органов исполнительной власти, выражающиеся в применении конкретных методов административно-правового управления реформированием к управляемым объектам для достижения установленных целей реформирования на основании управленческой технологии.
Следует отметить, что характерной специфической чертой управленческих решений при административно-правовом управлении реформированием, как правило, является их принятие в условиях неопределенности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность в связи с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий характеризуется понятием риска.
Неопределенность при административно-правовом управлении реформированием проявляется в неопределенности внешней среды, неопределенности, обусловленной деятельностью смежных субъектов управления и деятельностью объектов управления. Именно поэтому одним из обязательных условий эффективного административно-правового управления реформированием является наличие в структуре управления механизма анализа и оценки этих факторов. Вместе с тем, необходимо признать, что неопределенность и риски не могут быть абсолютно устранены в любой управленческой деятельности, а тем более в таком сложном ее виде как реформирование.
[1] Лапина М.А. Указ. соч. С. 32.
[2] Коренев А.П. Административное право России: учебник. В 3 ч. Ч. I.М. 2000. С. 175.
[3] Атаманчук Г.В. Указ. соч. С 328.
[4] Лапина М.А. Указ. соч. С 51.
[5] СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
[6] Справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам — М.: Экзамен, 2002
[7] Яркими примерами планирования являются Основные направления реформирования электроэнергетики с планом мероприятий по реформированию (Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" / СЗ РФ.2001. N 29. Ст. 3032) Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2003 N 865-р «О плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004 - 2005 годы» / СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. II). Ст. 2835), Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте (Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 N 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" / СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2366) и др.
[8] См. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем: пер. С англ. М. 1991. С 224.
[9] Теория организации: учебник / Под общ. Ред. Г.В. Атаманчука. – М.: Изд-во РАГС. 2007. С. 85.
[10] Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 457.
[11] Так, например Комиссия Правительства РФ по реформированию электроэнергетики была наделена функциями по контролю за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики в Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 28.08.2003 N 533 "О внесении изменений и дополнений в положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики" (СЗ РФ.2003. N 35. Ст. 3449) то есть спустя полтора года с момента ее создания.
[12] Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 365.
[13] Там же С. 375.
[14] Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ИКЦ «МарТ». 2005. С. 230
[15] СЗ РФ.2003. N 13. Ст. 1178.
[16] Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Указ. соч. С.261.
[17] Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. Указ Соч. 438-444.
[18] См. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ 2001. N 51. Ст. 4832.
[19] Соловьев А.И. Принятие государственных решений: учебное пособие. 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: КНОРУС. 2006. С. 13.
[20] Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М. 1972. С. 33.
[21] См., например, Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений.- М.: Дело и сервис. 2005; Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения. Теория и технологии принятия. – М.: Проект. 2004.
[22] Атаманчук Г.В. Указ. Соч. С. 256.
[23] Несмотря на «размытость» такой категории как «общая значимость», «общий интерес» современная наука рассматривает его как фактор определяющим политический выбор, одновременно рассматривая вопрос адекватного понимания общего интереса. (См. например: Рокар М. Трудиться с душой. – М., 1990. С. 110)
[24] Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. М.: ЗАО «Издательство Экономика». 2003. С. 412.
[25] СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3905.
[26] СЗ РФ.1998. N 30. Ст. 3613.
[27] См. Дидык М.Е. Система государственного управления: учебное пособие. Ростов На Дону: Феникс. 2007. С. 95.
[28] Демин А.А. Административное право Российской Федерации: учебное пособие. М.: Зерцало-М. 2002. С. 19.
[29] Желтов В.В. Публичная политика. Кемерово. 2004. С. 29-36.
[30] Соловьев А.И. Указ. Соч. С. 69.
[31] См. например, Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ 2004. N 35. Ст. 3607.
[32] См., например: Закатнова А. Козак начинает второй этап реформы // Независимая газета. 4 июня 2002 г.; Беккер А. Новая реформа Козака // Ведомости № 40. 2005.
[33] СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 170.
[34] Dewey J. The Middle works. Carbondale. 1978
[35] Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону. 1996.